БЕСЕДЫ ЗА СТОЛОМ В #ресторане #LaMAR: О МУЗЫКЕ.
Сергей Яковлевич Лемешев.
"Много лет мы вместе с Сергеем Яковлевичем проработали в Большом театре. За эти годы между нами сложились теплые, дружеские взаимоотношения. Мне не забыть необыкновенно ласкового его отношения ко мне. «Ванечка», – всегда называл он меня. А ведь «Ванечка» был на голову выше Сергея Яковлевича. Но мне кажется, что это происходило от того, что я был моложе Лемешева на 17 лет, поэтому он и обращался ко мне по-отечески ласково. Мы, все актеры, в особенности молодежь, боготворили Сергея Яковлевича и относились к нему с большой нежностью и любовью.
И вот теперь я задаю себе вопрос: чем же всем нам так дорого имя Сергея Яковлевича Лемешева? Ну, прежде всего, наверное, тем, что он обладал прелестным голосом, которым превосходно владел. Он обладал также безупречной музыкальностью. Весь его сценический облик был чрезвычайно привлекателен, и к этому еще нужно добавить великолепный актерский дар певца. Но, думаю, что одной из главных причин успеха Лемешева являлось его необыкновенное обаяние, которое проявлялось у него всюду. И в жизни, и на сцене, и в пении, и в актерском поведении, в каждой фразе, в каждом слове – всюду артист излучал этот чудесный дар. Когда заходит речь о Сергее Яковлевиче Лемешеве, когда звучат его записи, у меня невольно возникает образ замечательного русского человека со светящимися серо-голубыми глазами и обаятельнейшей улыбкой. Таким остался в памяти Сергей Яковлевич Лемешев".
Иван Петров
"О Сергее Лемешеве можно писать без конца. Он один из самых легендарных певцов XX века. Принадлежит он к числу тех певцов, которые наделены всем. Отличным голосом и внешностью, прекрасной вокальной школой, ярким полетным звуком, большим темпераментом, предельной выразительностью и безукоризненным вкусом. С первых дней работы в Большом театре он обратил на себя пристальное внимание и быстро вошел в репертуар, хотя в то время в театральной труппе было много отличных теноров. За короткий срок он стал любимцем публики, а впоследствии ее кумиром. Сережа был первоклассным камерным певцом. Для меня он был отличным чутким партнером. А слушая его в спектаклях и концертах, я получал искреннее наслаждение. У меня за 35 лет моей работы в оперных театрах разных стран мира было много партнеров, но Сережа остался самым дорогим. Сколько буду жить, столько буду с благодарностью вспоминать моего любимого друга".
Павел Лисициан
"С удовольствием вспоминаю то время, когда вместе с Сергеем Яковлевичем я выходил на сцену в операх «Травиата» и «Риголетто». Он пел Альфреда и Герцога, а я Гастона и Борсу. По мизансцене я был рядом с ним и мог вслушиваться в его красивый голос, интонацию, улавливать нюансы, которыми было богато его исполнение. Время шло, и позже я слушал Сергея Яковлевича в концертах. С каким увлечением пел он романсы русских, западных композиторов, народные песни. А концерты, в которых Сергей Яковлевич спел сто романсов П.И. Чайковского, стали большим событием камерного вокального искусства. Я уверен, что в памяти любителей музыки еще долгие годы будет звучать замечательный голос Сергея Яковлевича Лемешева, щедро оставленный им на грампластинках и в записях".
Соломон Хромненко
"Там, где появлялся Лемешев, всегда появлялось большое искусство. Он нес с собой неистощимый заряд, «заряд положительных эмоций». Искусство Лемешева, с моей точки зрения, искусство солнечное, искусство светлое, искусство жизнеутверждающее, искусство, зовущее к жизни, делающее человека чище, вызывающее в его душе самые лучшие отзвуки струн сердца… Его голос, запечатленный на магнитофонной ленте, в грамзаписи, звучит и будет звучать неизменно, доставляя великую радость людям".
Евгений Светланов
Из воспоминаний Сергей Яковлевича Лемешева:
" Через несколько дней после «Онегина» телеспектакль «Риголетто». Я решил показаться во всем блеске и удивить Москву артистической «образованностью» и новизной сценического решения. И удивил так, что до сих пор помню. Например, песенку герцога я напевал как бы от скуки, между прочим, развалясь в кресле и о чем-то размышляя. Спел ее легко, со всеми необходимыми оттенками, свободно взял си второй октавы, но… аплодисментов не было! Я страшно огорчился: значит, мой «замысел» ни до кого не дошел. На счастье, я вскоре встретил Арканова, который, сказав несколько общих одобрительных слов, прибавил:
– Но надо же умудриться с таким голосом спеть песенку герцога без единого хлопка!
Это заставило меня призадуматься. Я понял, что тот или иной эпизод надо решать не только в полном соответствии с характером своего героя (а задумчивость именно в данном случае вряд ли свойственна герцогу, да ведь и сама песенка говорит о браваде, хвастливости, самоуверенности), но и уметь «подать» номер так, чтобы публика его оценила.
И вот на следующем спектакле я решил придать своей «песенке» игриво-дерзкий характер, взять си так, словно кинуть вызов всем красоткам мира («но изменяю им первый я»), и закончить, разбив бокал и эффектно выбросив руку вверх. Публика восторженно аплодировала…
Почему я был неправ в первом решении? Потому, что не учел музыки: оркестр сыграл вступление бравурно, блестяще, а я начал лениво напевать, словно нехотя. (В драматическом театре такое толкование, возможно, было бы вполне естественным.) Моя попытка «пересмотреть» традицию, дать видимость более тонкой детали, не увенчалась успехом, ибо я не учел закона оперной формы. В первом случае она оказалась вялой, рыхлой, незаконченной. Во втором – получила свою необходимую кульминацию и четкие границы. Так я еще раз убедился в том, что в опере прежде всего надо руководствоваться музыкой, что опера – это музыкальное представление. И далеко не всегда законы драматического театра к ней приложимы, хотя хорошо помню, что на такое толкование «песенки» меня натолкнул Альмавива из мхатовской «Женитьбы Фигаро».
Я вспоминаю, как кто-то из певцов спросил Лосского: можно ли верхнюю ноту спеть «на публику».
Владимир Аполлонович, сам певец в прошлом и превосходный актер, ответил:
– Конечно, если нота хорошая.
Он-то понимал, что в опере прежде всего надо петь, что публика идет в наш театр прежде всего для того, чтобы слушать, наслаждаться красивым насыщенным (но не бессмысленным) пением, и в этом – главная и неотразимая прелесть оперы, ее эстетическая особенность, ее специфика. Все это я познавал на собственном опыте, экспериментируя, вдумываясь, наблюдая, ошибаясь или одерживая победу… Никто мне не объяснял, как добиться того или другого нюанса, путь к нему, манеру, прием я должен был найти сам. А это требовало законченного профессионализма".
Мы ждем Вас за нашим столом, в #ресторане #LaMAR!